25.07.2025
Доклад «Живые улицы: как города меняют культуру автомобилей на устойчивость к изменению климата», автором которой является Тарика Лекамвасам, опубликован в сотрудничестве с Leading Cities и Afkar Collective.
В докладе содержится призыв к стратегической переориентации городского планирования в сторону пешеходного движения, езды на велосипеде и общественных пространств, или «устойчивости к активной мобильности».
В нем рассматривается, как инфраструктура, ориентированная на автомобили, уступает место городскому проектированию, ориентированному на людей и устойчивому к изменению климата.
Проблемы городского климата
По мере обострения климатических проблем в городских районах – от аномальной жары и наводнений до ухудшения качества воздуха – города по всему миру переосмысливают принципы функционирования улиц.
В докладе описывается экологический, медицинский и социальный вред, наносимый доминированием автомобилей, включая
- загрязнение окружающей среды,
- городские острова тепла,
- фрагментацию экосистем,
- повышенные риски для здоровья населения.
В докладе показано, что более половины всех городских территорий в американских городах в настоящее время отведено под автомобильную инфраструктуру (!!!), которая зачастую ставит транспорт в приоритет благополучие сообщества и устойчивость к изменению климата.
Ссылаясь на мировые данные и исследования, в докладе подчеркивается, как пешеходная и велосипедная инфраструктура сокращает
- выбросы,
- улучшает физическое и психическое здоровье,
- повышает транспортное равенство,
- способствует взаимодействию в обществе.
Помимо мобильности, в докладе подчёркивается роль зелёной инфраструктуры, такой как водопроницаемые тротуары, дождевые сады и кроны деревьев, в снижении уровня городских наводнений, снижении температуры поверхности и улучшении качества воздуха.
Улицы, спроектированные с учетом климата, могут снизить температуру поверхности на величину до 32 °С, а ливневый сток — на 88 процентов, что доказывает их важность как с точки зрения экологии, так и общественного здравоохранения.
«Проектирование улиц с учётом климатической устойчивости — это не только экологическая необходимость, но и императив общественного здравоохранения и экономики», — продолжил Лекамвасам.
В конечном счёте, в докладе содержится призыв к смене парадигмы — от улиц как транспортных коридоров к многофункциональным пространствам, способствующим устойчивости, устойчивому развитию и качеству жизни.
Рассматривая улицы как жизненно важную инфраструктуру для адаптации к изменению климата, авторы доклада выступают за долгосрочные инвестиции и политику, в которых здоровье человека и окружающей среды ставятся выше транспортных потоков.
С докладом можно ознакомиться на сайте leadingcities.org/publications.