14.06.2019
Аварийность на дорогах зависит, прежде всего, от видимости. Значительная часть дорожно-транспортных происшествий происходит в темное время суток и объясняется ошибками восприятия дорожной ситуации водителем. По различным оценкам проводившихся российских и зарубежных исследований, качественное освещение дорог сокращает аварийность ночью на 25-30%.В ходе специального исследования, проведенного Всероссийским научно-исследовательским проектно-конструкторским светотехническим институтом им. С.И. Вавилова (ООО «ВНИСИ») с участием аналитиков «Лайтинг Бизнес Консалтинг» была изучена статистика по регионам Российской Федерации. Показатель уровень освещённости муниципальных улиц (соотношение протяженности освещённых улиц к общей протяженности улиц) в регионах европейской части России превышает 75-80%, а в отдельных городах достигает 100%, однако в Сибирском округе и на Дальнем Востоке он в ряде случаев ниже 50% - более половины дорог освещены недостаточно. Сопоставление российской и зарубежной статистики также дает пищу для анализа. В России с ее огромной протяженностью обширна и сеть дорог. Было рассмотрено распределение светоточек на 1 километр дорог общего пользования. Российский показатель составил 4,2 светоточки на 1 километр, в Нидерландах, которые лидируют по низкому уровню аварийности в Европе, - в среднем 28 светоточек на один километр. Проведенные исследования показали четкую зависимость между освещенностью дорог и уровнем аварийности в ночное время.
Сравнение изменения погибших в ДТП на 1 млн автомобилей от числа установленных светоточек на дорогах в европейских странах в 2011 г.
Более того, степень тяжести ДТП почти в три раза выше в ночное время на неосвещённых дорогах, чем на тех же дорогах в дневное время. Основная причина наезда на пешеходов – ухудшение видимости, такие ДТП происходят даже чаще, чем вызванные водителями в состоянии алкогольного опьянения.
Доказана зависимость между числом ДТП и интегральным коэффициентом освещённости (учитывает количество автомобилей, число погибших, общую протяженность дорог, протяженность освещённых участков дорог). Поэтому рост освещенности дорог – действенный способ борьбы с ДТП и снижения среди них тяжелых. В целом в российских городах есть большой потенциал снижения числа ДТП и погибших в них именно за счет модернизации дорожного освещения.
Таким образом, модернизация уличного освещения – вопрос не только экономии и комфорта российских городов, но прежде всего безопасности и снижения смертности и травматизма на дорогах.