29.04.2019
Сергей Боровков, генеральный директор "Лайтинг Бизнес Консалтинг", эксперт ПРООН, член НТС "Светотехника"
Преобладание светодиодных источников освещения, повышение роли света в жизни человека, снижение темпов роста энергетической эффективности, фокусирование на улучшение спектра, расширение функциональности светильников, появление новых нишевых продуктов для удовлетворения специфических потребностей человека, осознание того, что свет является одной из важных ценностей в благополучном существовании человека, умный свет как часть умного здания и умного города – вот основные тренды развития рынка освещения.
Новые технологические тенденции и цифровая трансформация приведут и к другим последствиям для рынка систем освещения. Следуя за изменяющимися потребностями человека, свет будет становиться мобильнее, гибче, эмоциональнее. Управление будет осуществляться через цифровые носители, с мобильных устройств, все больше будут применяться облачные сервисы
Общий вывод – без динамичной адаптации под конкретные нужды пользователя световые решения не будут конкурентными.
Будущее - за комплексными решениями
Изменится сам характер продаж – они перестанут быть просто продажей отдельных светильников или ламп, как по большей части происходит сейчас. Будущее не за отдельными продуктами, а за комплексными решениями для потребителя по типу «все включено»: светильники или лампы, разнообразные датчики и контроллеры, совместимые с коммуникационными линиями и протоколами связи, а также программное обеспечение, чтобы всей этой системой управлять.
Система продажи меняется: от продажи продукта к продаже сервиса (например, программного обеспечения для управления светильниками) или даже услуг на постоянной основе (предоставление освещенности помещения и обеспечение разнообразных потребностей клиента в освещенности, продажа потребительской ценности, а не продукта). Это требует реформы всей маркетинговой стратегии и бизнес-модели. Цепочка сервиса в таком случае начинается с момента разработки светильника и заканчивается обслуживанием при эксплуатации.
Новые сферы применения светодиодного освещения
Характерные особенности есть в развитии светодиодного освещения в отдельных секторах применения, например, в автомобильном освещении. Здесь применение светодиодов – растущий тренд: если пять – семь лет назад светодиоды встречались лишь в люксовых автомобилях, то сегодня это норма для машин среднего класса. По мере совершенствования технологии появляются новые продукты, например лазерные фары головного света.
Еще одно применение светодиодной технологии – ультрафиолетовое светодиодное освещение, востребованное в медицине для обеззараживания, а также дезинфекции и очистке воздуха.
В тепличном освещении, где пока превалируют традиционные источники света, мы видим первые попытки массового применения светодиодных светильников. Это пока единичные проекты, но тренд явно нарастающий.
В целом мы являемся свидетелями ярких преобразований как в светотехнических технологиях, так и моделях ведения бизнеса, и все это только способствует удобству и удовлетворению потребностей человека.