Согласно индексу Copenhagenize 2025 года (EIT Urban Mobility Edition), езда на велосипеде больше не рассматривается как узкоспециализированная проблема мобильности, а как «сквозной рычаг» для борьбы с изменением климата, общественного здравоохранения и общего качества жизни.
Copenhagenize Index — индекс дружелюбия городской среды к велосипедисту,который рассчитывается с интервалом в два года. По нему составляется рейтинг городов, пригодных для езды на велосипеде на планете Земля. При оценке учитываются не только велосипедная инфраструктура и приоритеты пользователей, но и культура, политические меры и городское планирование.
Глобальный бенчмарк
Из 150 предварительно отобранных городов были оценены 100 из 44 стран, что делает этот рейтинг уникальным глобальным бенчмарком, в котором представлены городские центры со всех континентов, утверждает EIT.
Рейтинг индекса фиксирует переход от пилотных проектов к более структурированным, долгосрочным программам, интегрированным в более широкие планы обеспечения устойчивости и устойчивой мобильности.
Тем не менее, индекс также выявляет значительный разрыв между амбициями и их реализацией: ключевыми факторами, отличающими города, занимающие лидирующие и средние позиции в рейтинге, являются
- стабильность финансирования,
- политическая преемственность
- технический потенциал.
Этот международный рейтинг объединяет города со всех континентов, представляющие различные типы городов, климатические условия и экономику.
Климат сам по себе не определяет, станет ли город удобным для велосипедистов. От жары и влажности Сингапура и Дубая до холодных снежных зим Хельсинки, Квебека и Миннеаполиса – все они по праву заслужили свое место в рейтинге, отмечает EIT. Эти города показывают, что езда на велосипеде может процветать где угодно, и что велосипед стал мощным инструментом в борьбе с изменением климата.
Помимо климата и рельефа, самым сильным фактором, предсказывающим успех велосипедного движения, являются постоянные инвестиции, подкрепленные эффективным межведомственным управлением.
Согласно индексу, города, которые рассматривают велосипедное движение как систему, интегрирующую инфраструктуру, коммуникации и мониторинг, неизменно добиваются более высоких и стабильных результатов.
В то время как исторически велосипедные города, согласно индексу, инвестировали в него десятилетиями, многие из сегодняшних городов, занимающих лидирующие позиции, добились своего положения благодаря решительному изменению политики: переходу от скромных инициатив к превращению велосипедного движения в центральную опору городского развития. В индексе отмечается, что, используя все преимущества велосипедного движения, эти города преобразуют как мобильность, так и удобство городской жизни, адаптируя инфраструктуру к реальным потребностям пользователей и предоставляя людям всех возрастов и происхождения возможность ежедневно ездить на велосипеде.
Среди крупных городов, находящихся на подъеме, — Париж (5-е место) и Хельсинки (6-е место), которые значительно активизировали свои усилия и «приближаются» к мировым лидерам.
Однако индекс предупреждает, что теперь им необходимо продемонстрировать свою способность оставаться дружелюбными к велосипедистам в долгосрочной перспективе.
Замыкают десятку лучших: Мюнстер (7-е место), Антверпен (8-е место), Бордо (9-е место) и Нант (10-е место).
