14.02.2025
Город Таллин в Эстонии реализует план действий по снижению шума в общественных местах.
В рамках плана город укрепит свою сеть общественного транспорта, построит больше тротуаров и расширит отдельные велосипедные дорожки.
Городское планирование следует концепции 15-минутного города, гарантируя, что основные услуги будут находиться в пределах легкой досягаемости, что сократит необходимость в длительных поездках на автомобиле.
Влияние на здоровье
По закону город должен снижать уровень шума, превышающий установленные пределы, чтобы обеспечить здоровую среду обитания для жителей, а также не допустить, чтобы шум мешал экономической деятельности.
В Таллинне около 10 процентов населения страдают от постоянного шума от транспорта, и почти половина подвергается воздействию чрезмерного уровня шума, который может оказывать пагубное воздействие на здоровье. Согласно исследованию Тартуского университета, снижение среднего уровня шума от транспорта ниже 50 децибел (дБ) по всему городу может предотвратить 140случаев инсульта и 130 случаев ишемической болезни сердца ежегодно.
Основной причиной шумового загрязнения является увеличение автомобильного движения. Данные шумовой карты Таллина показывают, что на главных дорогах уровень шума достигает 75 дБ, в то время как Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует для городских улиц максимум 53 дБ. Для сравнения, 60–65 дБ эквивалентны звуку пылесоса или фена.
«Шумовое загрязнение существенно влияет на здоровье людей, что подтверждают исследователи из Тартуского университета, Департамента здравоохранения Эстонии, архитекторы и предприниматели», — сказал вице-мэр Таллина Пяртель-Пеэтер Пере.
«Кроме того, шум транспорта в Таллинне препятствует деловой активности. Цены на квартиры в Таллинне остаются высокими, поскольку новые жилые дома не строятся должными темпами, поскольку высокий уровень шума транспорта препятствует выдаче разрешений на строительство.
«Из-за шума от транспорта в центре города были отклонены некоторые разрешения на строительство, маленькие дети не могут спать на улице возле своих домов, а жителей беспокоит звук разгоняющихся мотоциклов и автомобилей. Городское правительство следует научным исследованиям и передовому опыту городов Северной Европы для решения этих проблем».
В плане действий подчеркивается, что основным решением по снижению шума является содействие устойчивой мобильности — улучшение инфраструктуры общественного транспорта, велосипедного движения и пешеходов. Город инвестирует в улучшение дорог, трамвайных линий и коридоров общественного транспорта, а также защищает зеленые зоны от шумового загрязнения и улучшает звукоизоляцию для зданий, чувствительных к шуму.
В период общественных консультаций в конце прошлого года было подано около 70 предложений. Многие жители выразили обеспокоенность не только общим шумом от транспорта, но и чрезмерным шумом от мотоциклов и уличных гонщиков. Город планирует решить эту проблему в сотрудничестве с другими органами власти, поскольку неприемлемо, чтобы небольшая группа людей беспокоила тысячи жителей.
«План действий по снижению шума основан на стратегической карте шума Таллина 2022 года, которая, в свою очередь, основана на данных 2019 года», — сказал Меэлис Уустал, руководитель отдела управления окружающей средой в Департаменте городской среды и общественных работ Таллина. «Поскольку уровень шума улучшился в некоторых районах и ухудшился в других, это требует обновления карты шума и уточнения решений для снижения помех.
Кроме того, Таллин планирует протестировать инновационные шумовые барьеры, разработанные для городских пространств».
Новые измерения и моделирование шума, заказанные Департаментом городской среды и общественных работ Таллина, будут завершены в 2026 году для обновления карты шума. Текущая карта шума была опубликована в 2022 году, а план действий будет реализован Департаментом городской среды и общественных работ Таллина.
Целью плана действий по снижению шума является защита здоровья жителей Таллина. По закону город должен создать карту шума и внедрить нормативные меры для снижения шумового загрязнения. Как оператор общественных дорог город несет ответственность за обеспечение того, чтобы шум от транспорта не превышал допустимые уровни.
Во всех городах Европейского Союза с населением не менее 100 000 человек должны быть разработаны стратегические шумовые карты и планы действий по снижению шума.