17.12.2018
Почему все больше требований предъявляется к освещенности улиц, какие перспективы у российских городов, и в целом, как сделать светлее – на вопросы ЕА ответил президент компании Lighting Business Consulting Владимир Габриелян.
ЕА: В последнее время все больше внимания уделяется уличному освещению, чем это вызвано?
ВГ: Осознаем мы или нет, но освещенность городских улиц – один из ярких, в буквальном смысле ярких, показателей качества жизни. Более того, по световой среде жители и туристы судят о работе местной власти и привлекательности города.
И дело не только в эстетике и комфорте, от количества и качества света зависит и безопасность на улицах. Требования растут – и к городской среде в целом и к освещению, в частности. При этом никто не хочет переплачивать, нужны энергоэффективные решения. И современные технологии, в первую очередь светодиодные, позволяют достигать этого – высокой освещенности с хорошими, приятными глазу показателями света при экономии затрат на электроэнергию.
ЕА: Но светодиоды недешевы…
ВГ: По сравнению с традиционными светильниками они однозначно дороже. Тем более, если ставить во главу угла качество. Можно выбирать по цене, но это ни к чему хорошему не приводит, как показывает практика, и как раз в световых проектах неудачи, как и удачи, всегда очень заметны, их не скрыть.
Учитывая, что многие местные бюджеты дефицитны, неудивительно, что в целом ряде регионов доля освещенных улиц не достигает и пятой части – такие цифры озвучивает Минэнерго России. Для модернизации, а иногда и создания уличного освещения нужны немалые инвестиции, и лишь по мере эксплуатации они будут окупаться за счет экономии на электроэнергии. Но возьмем совокупную стоимость владения, а это общая величина целевых затрат, которые несет владелец с момента вступления в состояние владения до момента выхода из него, плюс полный объём обязательств, связанных с владением). Так вот по совокупной стоимости владения светодиодные светильники, несомненно, выигрывают.
ЕА: Налицо сразу несколько проблем, в чем видится выход?
ВГ: Наша компания профессионально занимается мониторингом и аналитикой светотехнического рынка Российской Федерации, так что ситуацией мы владеем в полной мере. Могу сказать, что участниками и стейкхолдерами отрасли сегодня предпринимается целый ряд шагов, направленных на преодоление этих проблем.
Наверное, самое ожидаемое – что Минэнерго России анонсировало подготовку механизма целевой государственной поддержки муниципалитетов для привлечения частных инвестиций в создание и модернизацию уличного освещения. Это даст толчок и проектам в городах и поселениях, и спросу на соответствующие оборудование и работы. Однако, от среднего бизнеса не стоит ждать долгосрочных инвестиций. Поэтому господдержка должна быть либо прямой, либо нацелена на создание привлекательных условий для частных вложений с прицелом, что придут крупные системные инвесторы.
ЕА: Вы сказали о комплексе мер?
ВГ: Еще один шаг – подготовка Минэнерго России и Агентством стратегических инициатив (АСИ) рейтинга освещенности регионов и городов России. Минэнерго в этом проекте больше заинтересовано в повышении энергоэффективности, в то время как АСИ в приоритет ставит социальные факторы – улучшить качество жизни, повысить безопасность граждан.
В любом случае такая инициатива поднимет вопрос качественного и эффективного уличного освещения на местном уровне, позволит провести сравнения, поделиться лучшими практиками. Не говоря о том, что элемент конкуренции всегда способствует хорошему темпу проводимых изменений.
ЕА: Инвестиции, методическая поддержка, что мы забыли?
ВГ: Как раз не забыли. Важны компетенции тех людей, кто принимает решения, вовлечен в эти проекты. Недавно стартовала инициированная Минэнерго России специализированная образовательная программа «Энергоэффективное освещение многоквартирных домов, административных и общественных зданий». Она рассчитана на тех специалистов из органов исполнительной власти в регионах, кто формирует техническую политику в области освещения административных и общественных зданий, в том числе школ, медицинских учреждений, органов социальной защиты и так далее. Также обучение могут пройти руководители организаций, отвечающих за капитальный ремонт многоквартирных домов или осуществляющих эксплуатацию систем уличного освещения.
Первое учеба прошла в рамках выставки Интерсвет 2017 (Interlight Moscow powered by Light+Building) 7 – 10 ноября, в ней приняли участие около 100 специалистов из более чем 20 регионов страны. Наша компания отвечает за техническую реализацию данного проекта, мы подобрали квалифицированных спикеров с опытом практической реализации проектов, и слушатели получили информацию и рекомендации по всему циклу реализации проекта от подготовки технического задания до эксплуатации светильников.
Кстати, теперь у нас появился новый источник идей и решений, и он связан с инициированной нами премией «Золотой фотон». Так и в этом обучении мы привлекали специалистов из компаний- номинантов премии.
ЕА: На нашем портале мы немного писали о премии, но очень интересно, как она помогает вам в работе?
ВГ: Как консалтинговая компания в светотехнической отрасли, Lighting Business Consulting «мониторит» происходящее, видит тренды и оценивает перспективы. Такой комплексный взгляд позволяет нам в определенной мере становиться агентством развития для российского «светотеха», предлагать какие-то инициативы.
Так и с «Золотым фотоном» – это Евразийская светотехническая премия, в этом году мы впервые ее проводим, нас поддержали и профильные министерства (Минэнерго и Минстрой России), и отраслевая наука в лице ВНИСИ, и Ассоциация производителей светодиодов и систем на их основе, и другие знаковые участники рынка.
В настоящее время завершается прием заявок от компаний на участие в конкурсе, который проходит более чем по 20 номинациям. И мы уже видим неожиданный эффект – премия становится еще одной точкой притяжения, общим проектом для ведущих компаний. Это своего рода экспертный пул, источник, куда можно обращаться и с которым сверяться в самых разных профессиональных вопросах.
Мы нацеливались, что премия покажет потенциальным заказчикам возможности современных технологий и задаст планку качества решений в освещении. Однако фактически формируется передовой отряд, элита отрасли – наиболее активные компании, готовые брать ответственность, откликаться на инициативы, на которые можно опираться в развитии отечественного рынка.
Для муниципальных заказчиков и представителей бюджетного сектора наиболее интересны будут номинации в таких категориях как Продукт года и Проект года.
ЕА: Перспективы радужные?
ВГ: Да. Все развивается намного позитивней, чем мы планировали, хотя и проблем сохраняется немало – и приоритет критерия цены над качеством при выборе, и недостаточная, пока еще, компетентность заказчиков, и нехватка инвестиций, и слабый контроль качества на рынке, и снижение маржинальности у производителей. Скорее, я говорю о том, что есть активные и ответственные силы, мы видим друг друга и стараемся поддерживать, и понятно, что надо совместно делать, куда двигаться.
Приглашаю всех следить за новостями – мы постараемся как можно шире распространять информацию о компаниях и продуктах, проектах – участниках премии «Золотой фотон», Уверен, она станет хорошим гидом по качеству светотехнических изделий.
Версия интервью на портале ЕА.
Фото: Messe Frankfurt